Я недосягаем для ваших дерзновенных аргументов и дедукций
Так как у меня приступы суровейшей паники «я не художник и ничего не могу сделать своего, пойду исчезну», читаю и выкладываю успокоительные отрывки из книжки «Искусство и страх»:
Если вы хотите заниматься тем, чем вам хочется, вам придется оставить эти сомнения. Нужно понтяь, чего вам удалось достичь, и затем уже - куда вам двигаться дальше. Если хотите заниматься тем, что вам нравится, придется находить подпитку в самом процессе работы. Закончилась эпоха Веры, Истины и Определенности.
При всем этом уверенность, что вам есть что сказать, натыкается на одно превалирующее суждение о творчестве: искусство держится на таланте, а талант - это дар, который волей случая дается одним и не дается другим. Проще говоря - великое искусство - творение гения, хорошее - продукт полугения (кого Набоков приравнял к полупивку) и так далее вплоть до низкопробных романов и трафаретных рисунков.
Принято считать, что ремеслу можно обучиться, в то время как искусство остается неким даром, которым награждают только боги. Это не так. В значительной степени становление художника заключается в обретении им способности принимать себя, что привносит в работу его индивидуальность, и в умении слушать внутренний голос, что делает плоды его трудов особенными. Несомненно, этому можно научиться у других.
По происшествии времени талантливые произведения часто трудно отличить от результатов долгого упорного труда. Правда в том, что авторы этой книги регулярно встречают студентов-фотографов, которые уже на первом курсе делают снимки, достойные Энсела Адамса.
Правда в том, что природная одаренность воистину (особенно на хрупкой ранней стадии обучения) воодушевляет ее обладателей. Но все это не имеет ничего общего с сутью творчества. Скорее, просто указывает на тот факт, что большинство из нас (включая самого Адамса!) должны работать годами, чтобы совершенствовать свое искусство.
<...>
По существу, если процесс творчества не открывает вам что-то новое в себе самом, то создать то, что значимо для вас, невозможно. Всем зрителям, кроме вас, важен результат - создать готовое произведение искусства. Вам и только вам важнее сам процесс. Отношение зрителей - это не ваше отношение (хотя до опасного легко перенять их позицию). Задача зрителя - вдохновляться искусством, развлекаться с его помощью или даже наживаться на нем. Ваша - научиться работать над своим творческим процессом.
***
На всех нас периодически наваливается ворох обыкновенных затруднений. Человек, как правило, их благополучно переживает, а вот для творческого процесса некоторые из них могут оказаться роковыми. Чтобы пережить трудности без ущерба для нас как для художника, необходимо противостоять этим трудностям. В основном продолжают заниматься искусством те, кто научился «продолжать», или точнее, научился «не-бросать».
Любопытно, что хотя у художников всегда есть мириады причин оставить свою работу, они тем не менее выбирают для этого некие особые моменты. Художники бросают, когда уверяются в том, что их следующее творение обречено на провал. И еще художники бросают, когда теряют цель своей работы.
Практически все деятели искусства прошли через это. Опасение, что ваше следующее творение не удастся, — нормальная, повторяющаяся и в целом здоровая часть творческого цикла.
Страх «а вдруг я притворяюсь художником?»
читать дальше
Если вы хотите заниматься тем, чем вам хочется, вам придется оставить эти сомнения. Нужно понтяь, чего вам удалось достичь, и затем уже - куда вам двигаться дальше. Если хотите заниматься тем, что вам нравится, придется находить подпитку в самом процессе работы. Закончилась эпоха Веры, Истины и Определенности.
При всем этом уверенность, что вам есть что сказать, натыкается на одно превалирующее суждение о творчестве: искусство держится на таланте, а талант - это дар, который волей случая дается одним и не дается другим. Проще говоря - великое искусство - творение гения, хорошее - продукт полугения (кого Набоков приравнял к полупивку) и так далее вплоть до низкопробных романов и трафаретных рисунков.
Принято считать, что ремеслу можно обучиться, в то время как искусство остается неким даром, которым награждают только боги. Это не так. В значительной степени становление художника заключается в обретении им способности принимать себя, что привносит в работу его индивидуальность, и в умении слушать внутренний голос, что делает плоды его трудов особенными. Несомненно, этому можно научиться у других.
По происшествии времени талантливые произведения часто трудно отличить от результатов долгого упорного труда. Правда в том, что авторы этой книги регулярно встречают студентов-фотографов, которые уже на первом курсе делают снимки, достойные Энсела Адамса.
Правда в том, что природная одаренность воистину (особенно на хрупкой ранней стадии обучения) воодушевляет ее обладателей. Но все это не имеет ничего общего с сутью творчества. Скорее, просто указывает на тот факт, что большинство из нас (включая самого Адамса!) должны работать годами, чтобы совершенствовать свое искусство.
<...>
По существу, если процесс творчества не открывает вам что-то новое в себе самом, то создать то, что значимо для вас, невозможно. Всем зрителям, кроме вас, важен результат - создать готовое произведение искусства. Вам и только вам важнее сам процесс. Отношение зрителей - это не ваше отношение (хотя до опасного легко перенять их позицию). Задача зрителя - вдохновляться искусством, развлекаться с его помощью или даже наживаться на нем. Ваша - научиться работать над своим творческим процессом.
***
На всех нас периодически наваливается ворох обыкновенных затруднений. Человек, как правило, их благополучно переживает, а вот для творческого процесса некоторые из них могут оказаться роковыми. Чтобы пережить трудности без ущерба для нас как для художника, необходимо противостоять этим трудностям. В основном продолжают заниматься искусством те, кто научился «продолжать», или точнее, научился «не-бросать».
Любопытно, что хотя у художников всегда есть мириады причин оставить свою работу, они тем не менее выбирают для этого некие особые моменты. Художники бросают, когда уверяются в том, что их следующее творение обречено на провал. И еще художники бросают, когда теряют цель своей работы.
Практически все деятели искусства прошли через это. Опасение, что ваше следующее творение не удастся, — нормальная, повторяющаяся и в целом здоровая часть творческого цикла.
Страх «а вдруг я притворяюсь художником?»
Вы выдаете хорошее произведение, создавая (помимо всего прочего) много не слишком хороших, постепенно отсеивая те, которые нехороши, и те, которые не ваши. Это называется ответной реакцией и это прямой путь к познанию своего видения. Это также называется «заниматься своим делом».
читать дальше
Я, кстати, давно хотела тебя поблагодарить за подобные посты. Потому что мне тоже хочется знать, что я не одна с такими страхами.